EN

7

Организационное развитие


7.1

Кадровая политика

Человеческий капитал имеет первоочередное значение для достижения стратегических целей АО «ЭКСАР», поэтому кадровая политика Агентства направлена на привлечение и удержание компетентных сотрудников, повышение вовлеченности и заинтересованности каждого работника в достижении целей, стоящих перед организацией, развитие потенциала сотрудников и создание благоприятных условий труда.

На всех этапах работа с сотрудниками ведется в строгом соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

РИСУНОК 14. Фактическая численность сотрудников АО «ЭКСАР» на 01.01.2018 г.
РИСУНОК 15. Доля сотрудников АО «ЭКСАР» в 2017 году в разбивке по возрасту, %
РИСУНОК 16. Общее количество работников организации по состоянию на 01.01.2018 г.
РИСУНОК 17. Общее количество работников, пришедших в организацию в 2017 году
РИСУНОК 18. Общее количество всех работников, покинувших организацию в 2017 году

7.2

Организационный дизайн и управление эффективностью

В 2017 году было продолжено совершенствование организационной среды Агентства и Группы РЭЦ в целом. Увеличение масштабов экспортной поддержки потребовало внедрения новой схемы клиентского обслуживания: были сформированы соответствующие центры компетенций отраслевой и региональной поддержки экспорта, ответственные за повышение качества и оптимизацию сроков оказания услуг экспортно ориентированным организациям.

В ходе внедрения новой схемы клиентского обслуживания была оптимизирована действующая функциональная структура, скорректированы и утверждены ВНД, описывающие распределение полномочий и зон ответственности руководителей. При изменении структуры сохранены изначальные принципы минимального количества уровней управления и компактности. Такая структура Агентства, являющаяся частью единой сквозной структуры Группы РЭЦ, соответствует необходимости оперативно перераспределять ресурсы между приоритетными проектами и бизнес-целями, предполагает более широкие полномочия в принятии решений для руководителей и сотрудников и, как следствие, более высокий уровень их ответственности как за индивидуальные результаты деятельности, так и за показатели Агентства в целом. Отсутствие формальных границ между направлениями деятельности позволяет улучшить кросс-функциональное взаимодействие между сотрудниками основных и вспомогательных функций, в том числе других организаций Группы РЭЦ (АО РОСЭКСИМБАНК и АО «РЭЦ»).

В АО «ЭКСАР» действует комплексная система управления результативностью деятельности сотрудников, охватывающая все иерархические уровни организации.

Целеполагание Агентства осуществляется поэтапно в соответствии с едиными принципами декомпозиции и преемственности:

    стратегическое планирование (целевые стратегические ориентиры АО «ЭКСАР»);

    операционализация стратегии (общекорпоративные показатели эффективности АО «ЭКСАР» на год);

    декомпозиция показателей на уровень отдельных направлений и конкретных сотрудников;

    системное планирование проектных показателей на год (измеримые цели с указанием сроков и ответственных за выполнение отдельных мероприятий и результаты проектов в целом).

Система оплаты труда АО «ЭКСАР» направлена на поддержание конкурентного уровня заработной платы, позволяющего привлекать в организацию высокопрофессиональных сотрудников, и устанавливает четкую взаимосвязь между достигнутыми результатами и размером вознаграждения.

Система анализа результативности сотрудников базируется на оценке результатов их личной (индивидуальные показатели эффективности) и командной (общекорпоративные показатели эффективности) работы. Оценка эффективности проводится на ежеквартальной и ежегодной основе, в результате чего формируется интегральный коэффициент исполнения показателей эффективности, определяющий размер переменной части вознаграждения сотрудника. Сотрудник и руководитель в формате очных встреч обсуждают достигнутые результаты и намечают будущие планы работы. Данный подход позволяет фокусировать усилия сотрудников на приоритетных задачах и создает дополнительные предпосылки для реализации стратегии Агентства. В 2017 году оценку результативности по итогам работы за 2016 год прошли 112 сотрудников АО «ЭКСАР».

7.3

Подбор и адаптация

Процесс подбора персонала в течение года был существенно оптимизирован: сформирован пул кандидатов для оперативного замещения вакансий, информация о карьерных возможностях размещается на внутреннем и внешнем порталах, поиск новых сотрудников стал осуществляться в основном собственными силами: 90 % вакансий в 2017 году были закрыты без привлечения компаний-подрядчиков.

Автоматизировано ведение портфолио кандидатов на базе информационной системы, которая позволяет не только аккумулировать всю информацию, связанную с вакансиями и кандидатами, но и автоматизировать часть процесса, связанного с размещением объявлений и логистикой кандидатов.

Разработана и внедрена Программа по привлечению персонала по рекомендациям сотрудников. В 2017 году сотрудники Группы РЭЦ направили 30 внутренних рекомендаций кандидатов на замещение открытых вакансий.

В 2017 году продолжалась Программа стажировок, которая позволяет эффективно отбирать наиболее талантливых студентов профильных специальностей для дальнейшей работы в Группе.

7.4

Обучение и развитие персонала

В 2017 году в Группе РЭЦ продолжала действовать комплексная система развития сотрудников, которая строится с учетом обязательной индивидуальной оценки руководителей и работников по компетенциям.

РИСУНОК 19. Система обучения и развития сотрудников в Группе РЭЦ

Основой системы развития является корпоративная модель компетенций, на базе которой формируются программы роста сотрудников, разделяющиеся на открытое и корпоративное обучение. В рамках открытого обучения сотрудники получают уникальный опыт, посещая различные семинары, тренинги, конференции вместе с представителями других компаний. В 2017 году более 200 сотрудников стали участниками 190 мероприятий.

В корпоративном формате обучения организованы программы, которые равномерно развивают личные и профессиональные компетенции. Кроме того, сотрудники имеют возможность изучать иностранные языки. В рамках развития личных навыков организованы программы: «Эффективное взаимодействие с клиентами», «Спикер-клуб», «Создание презентаций и публичная речь» и другие, которые прошли более 130 сотрудников.

Успешно продолжает свое действие запущенная в 2015 году внутренняя обучающая программа «Лидеры учат лидеров», представляющая собой проведение на постоянной основе семинаров руководителями. Цель данной программы — ​развитие навыка публичного выступления у руководителей направлений: коллеги готовятся к выступлению на тему, в которой они не являются экспертами, но которую нужно рассказать аудитории просто и интересно. В 2017 году руководители проводили семинары на темы, связанные с soft skills. Всего были проведены 29 семинаров, которые посетили более 800 сотрудников Группы.

Для развития профессиональных навыков, сотрудники Группы выступали экспертами по различным профильным тематикам. Были организованы 10 семинаров, участие в которых приняли 284 человека. Эксперты рассказывали о новых положениях и возможностях, а также делились накопленным опытом по актуальным темам.

Была создана внутренняя база знаний Export-Wiki, которая является источником информации о деятельности Группы. Также в ней собраны статьи сотрудников и актуальные материалы обучения.

В 2017 году была выпущена RECBOOK — ​уникальный проект Группы РЭЦ, первая настольная книга о поддержке экспорта в России. Книга поступила в свободную продажу в июне 2017 года. Тираж издания, выпущенного издательством «Альпина Паблишер», составил 2000 экземпляров. Статистика показывает, что RECBOOK пользуется стабильным спросом: книгу приобретают не только в Москве, но и в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Тольятти. Группа РЭЦ также реализует электронную версию книги через крупные онлайн-площадки. Экземпляр RECBOOK выдается каждому новому сотруднику.

Отдельное внимание уделяется программе оценки и развития руководителей, направленной на развитие лидерских качеств и управленческих навыков, обмен опытом и знаниями руководителей друг с другом.

7.5

Корпоративные мероприятия

Комфортная внутренняя среда — ​один из залогов успешной команды, и ее развитию в Группе уделяется особое внимание. Постоянно развивается внутрикорпоративный портал, который является инструментом общения, обмена знаниями и идеями, обратной связи и профессиональной работы сотрудников. Для повышения качества внутренних коммуникаций и корпоративной культуры в 2017 году был подготовлен проект по редизайну и геймификации портала Группы РЭЦ, в рамках которого были представлены новый современный дизайн портала, а также план внедрения игровых механик и сформирована рейтинговая система оценки активности и вовлеченности сотрудников.

Продолжают свое развитие созданные для укрепления командного духа корпоративные спортивные команды по популярным игровым видам спорта как в режиме тренировок, так и участия в товарищеских играх, межкорпоративных соревнованиях и спартакиадах. Кроме того, сотрудники регулярно принимают участие в мероприятиях социально-экологической направленности и коллективных спортивных состязаниях, например, таких как «Гонка героев» и Московский марафон.

В мае 2017 года прошла презентация детской книги о деятельности Группы РЭЦ «Как Митя добром поделился» в форме Мастерской добрых дел. Проведение подобного мероприятия позволило подчеркнуть ориентированность Группы РЭЦ на семейные ценности, успешно апробировать формат праздников для сотрудников и их семей как составляющую укрепления корпоративной культуры.

В декабре 2017 года совместно с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России) была проведена волонтерская акция «День донора». Показатели сдачи крови удовлетворили ожидания ФМБА России: Группа РЭЦ получила предложение о повторном проведении акции в 2018 году. Положительную оценку мероприятию дали и его участники.

В 2017 году была осуществлена подготовка к проведению исследования удовлетворенности и вовлеченности среди сотрудников Группы РЭЦ. Подобное исследование проводилось в Группе РЭЦ впервые. Всего в опросе приняли участие 55 % сотрудников. В целом вовлеченность сотрудников Группы РЭЦ находится на очень высоком уровне и составляет 81,7 пункта при бенчмарках по отрасли на уровне 65-70 пунктов.

7.6

Корпоративные мероприятия

В начале 2017 г. была запущена новая отдельная функция по управлению качеством, основными задачами которой являются: повышение уровня лояльности и удовлетворенности клиентов посредством выстраивания системы непрерывного улучшения и повышения качества услуг и продуктов, постоянная оценка и мониторинг качества клиентской работы и работы внутренних бизнес-процессов, организация исследований удовлетворенности клиентов и узнаваемости бренда, а также организация работы с жалобами и претензиями.

Проведены исследования удовлетворенности (лояльности) клиентов и узнаваемости бренда по итогам 2017 года. Среди общекорпоративных показателей эффективности на 2017 г. было запланировано достижение показателя удовлетворенности клиентов более 80 баллов, что соответствует лучшим практикам по отрасли. Индекс удовлетворенности внешних клиентов Группы РЭЦ по итогам 2017 г. составил 89 баллов, что на 9 баллов выше плана. Для дальнейшего усиления работы в области повышения удовлетворенности клиентов принято решение уделить внимание дальнейшему развитию работы по управлению качеством, оптимизации бизнес-процессов, интеграции информационных систем и оптимизации продуктового портфеля в рамках рабочих групп в формате Agile.

Создана система централизованной работы с жалобами и претензиями внешних клиентов в Группе РЭЦ, в рамках которой разработан и утвержден новый ВНД Регламент по работе с жалобами и претензиями клиентов в Группе РЭЦ. В течение 2017 г. в Группу РЭЦ через официальные каналы подачи жалоб поступила и была обработана 41 жалоба.

7.7

Развитие региональной сети

Географическая удаленность и концентрация экспортно ориентированных предприятий в разных регионах России предполагает развитие региональной сети Группы РЭЦ. Наличие региональных представительств позволит обеспечить оперативное взаимодействие между головным офисом Группы РЭЦ и клиентами, снизить загрузку головного фронт-офиса за счет обработки заявок на местах и в результате увеличить скорость обработки заявок.

В целях реализации Стратегии АО «РЭЦ» Группой в 2017 году осуществлен комплекс мероприятий по открытию 4 новых зарубежных (Азербайджан, Узбекистан, Китай, Белоруссия) и 5 региональных представительств (Краснодар, Ставрополь, Уфа, Иркутск и Белгород). Таким образом, в 2017 году количество зарубежных представительств АО «РЭЦ» увеличилось с 5 до 8, а российских — ​с 10 до 15.

7.8

Охрана труда

Одним из значимых направлений реализации кадровой политики является развитие и совершенствование культуры безопасности. В АО «ЭКСАР» проводятся обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда руководителей и экспертов — ​с последующим получением удостоверений о повышении квалификации и удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Обучение проходит в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Охрана труда».

В 2017 году была проведена специальная оценка условий труда 128 рабочих мест.

Случаев травматизма в отчетном периоде не зафиксировано. Социальная политика Группы РЭЦ направлена на повышение уровня социальной защищенности сотрудников Компании. Помимо обязательных, установленных трудовым законодательством социальных гарантий сотрудники АО «ЭКСАР» имеют возможность воспользоваться дополнительными корпоративными льготами и компенсациями: добровольное медицинское страхование, дополнительные оплачиваемые социальные отпуска, материальная помощь к отпуску, по случаю рождения ребенка и вступлению в брак.

Таким образом, по результатам 2017 года Агентству удалось достигнуть всех установленных ключевых целей. Проведенная работа послужит залогом дальнейшего развития в следующем году.

В приоритетные задачи на следующий год входят: сохранение и увеличение объема российского несырьевого экспорта, постоянное совершенствование качества услуг, развитие самой культуры экспорта и формирование спроса на российские товары и услуги, повышение степени доверия предпринимателей к государственной системе поддержки экспорта.

http://www.exiar.ru/about/docs/disclosure/